27.07.2018

Все, что вы боялись спросить о… безопасности игрушек

Родителей пугают частые сообщения о ядовитых игрушках и детской одежде. Как не купить опасные контрафактные изделия и сохранить здоровье ребенка и свои нервы — об этом Проекту «+1» рассказал председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

Фото: behance.net

Правда ли, что все игрушки делают в Китае?

«Да, большинство игрушек как на российском, так и на мировом рынке произведены в КНР. Однако паниковать рано: в Китае работают крупнейшие американские, японские и европейские компании — такое производство стандартизировано, а продукция имеет сертификаты, — рассказал Павлов. — Есть и множество мелких фирм, производящих „ширпотреб“, однако в крупных российских сетях такую продукцию реализовать не получится. Крупнейшие ритейлеры отслеживают все стадии „жизни“ игрушки: начиная от выбора поставщика, формирования и размещения заказа и заканчивая выкладкой товаров на полках магазинов и обратной связью с потребителями».

Безопасны ли игрушки, которые можно купить в России? В том числе через интернет?

Большинство из них не представляют угрозы. Вся продукция в крупных сетях сертифицирована согласно российскому законодательству. «Если какая-то игрушка не будет соответствовать обязательным требованиям, то на продавца будет наложен серьезный штраф: от сотен тысяч до миллиона рублей, — поясняет положение дел Павлов. — Возможны даже конфискация имущества и приостановление деятельности».

Так что в обычной офлайн-торговле контрафакт на систематическом уровне не встречается. Похожая ситуация и с интернет-магазинами, работающими в «белом секторе». Если у ритейлера есть физический адрес или это онлайн-версия «обычного» магазина, то на него будут распространяться те же требования по сертификации, а значит, и та же ответственность.

Проблемы в основном связаны с крупными азиатскими интернет-агрегаторами наподобие AliExpress: большинство представленных там продавцов товаров не имеют физического адреса в РФ и не подчиняются отечественному законодательству. Игрушки на таких онлайн-площадках могут оказаться контрафактными, не прошедшими сертификацию, а порой и просто ядовитыми.

«Такая продукция не соответствует требованиям ни с точки зрения маркировки, ни с точки зрения информации для потребителей, ни по химико-физическим показателям. При ее производстве может быть использован запрещенный материал, или, например, могут быть мелкие детали, недопустимые для маленьких детей, — поясняет эксперт. — Эта продукция не только не сертифицирована, но и представляет угрозу для здоровья».

Как понять, покупаю ли я безопасную игрушку?

Понять наверняка — вполне возможно, если вы стоите прямо перед товаром. У игрушки не должно быть резкого запаха. Она не должна пачкать руки и одежду. Особо небрезгливые покупатели могут попробовать изделие на вкус. Однако самый простой и эффективный способ, доступный и в офлайне, и при покупках в интернете, — просто попросить сертификат. Опять же, от «теневого» сектора трудно ждать такой же открытости по отношению к потребителю, и проверить качество игрушки можно будет, только получив ее на руки.

Как проходит сертификация, и что я могу о ней узнать?

Существует два классических способа для ее проведения. Первый, самый распространенный — это сертификация партии продукции, второй — всего производства. В последнем случае подтверждение качества касается всей линии или фабрики и распространяется на все изделия. Такой подход считается наиболее эффективным, но чаще идут по первому сценарию. Это происходит потому, что производитель работает на множество различных рынков, на которых действуют разные стандарты и требования. По результатам сертификации на продукт наносится соответствующая маркировка.

А могу ли я привлечь к ответственности продавца контрафакта?

Да, это относительно легко. В отличие от производителя: разобраться с ним будет сложно, даже если он находится в российском правовом поле. Олег Павлов считает, что в случае с продавцом самый простой и действенный способ — обратиться в Роспотребнадзор. Для компании это выльется в проверки, штраф, может грозить закрытием магазина. Но это касается только классических видов торговли. Победить в борьбе с «серым» интернет-ритейлером, скорее всего, не удастся, поскольку невозможно установить ответственное лицо.

Если же компания-продавец оказалась заложницей недобросовестного производителя, то сначала ей придется выплатить компенсацию конечному потребителю, а потом уже судиться с изготовителем товара и взыскивать свои убытки.

Отрегулировать стихийную интернет-торговлю тоже возможно, но для этого потребуются усилия государства.

«Необходимо обязать зарубежные площадки допускать к реализации только те товары, которые прошли процедуру подтверждения соответствия требованиям российского законодательства. Технически это просто. У нас достаточное количество лабораторий и экспертов», — считает Павлов.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки