Худший год в истории: как пикировали авиация, ресторанный и туристический бизнес

Пять отраслей, которые сильнее всего пострадали от пандемии

Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на цепочки поставок и нарушила процессы во многих отраслях экономики, начиная от сферы услуг и заканчивая нефте- и газодобычей. Летом ситуация начала улучшаться, но осенью, на фоне второго всплеска заболеваемости, многие компании снова столкнулись с трудностями. И пока одни надеются на помощь со стороны государства, другие пытаются изменить привычный формат работы.

В сентябре сотрудники аналитической компании S&P Global Market Intelligence в очередной раз обновили список отраслей, которые из-за коронавируса оказались сильнее всего подвержены риску дефолта. Для этого они использовали вероятностную модель Probability of Default Market Signals (PDMS). Она рассчитывается на основе динамики котировок акций и волатильности активов компаний, работающих в разных сферах. В список самых пострадавших отраслей попали авиаперевозки, ресторанный бизнес, индустрия развлечений, производство автокомпонентов, бурение нефтяных и газовых скважин. При этом из перечня исключен игорный бизнес, где в начале марта вероятность дефолта равнялась 6,4%, а в конце марта — уже 16,4%.

Авиаперевозки

Больше всего в результате пандемии пострадала индустрия авиаперевозок, подчеркивают аналитики S&P Global Market Intelligence. Они напоминают, что летом некоторые страны начали открывать границы для иностранных туристов, благодаря чему спрос на авиаперевозки несколько увеличился. В конце августа вероятность дефолта для сектора составляла 6,4%. Этот показатель значительно ниже, чем на пике ограничений в апреле (26,9%), но все еще в два раза выше, чем в начале года (2,7%). Как говорят эксперты, авиакомпании по-прежнему находятся в сложном положении и вынуждены увольнять сотрудников, чтобы оставаться финансово устойчивыми.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), в этом году авиакомпании перевезут 1,8 млрд пассажиров. Это на 60,5% меньше, чем в прошлом году (4,5 млрд) и сопоставимо с показателем 2003 года. Пассажирооборот (измеряется в пассажиро-километрах: количество пассажиров, умноженное на расстояние. — Прим. Plus-one.ru) снизится на 66% по сравнению с прошлым годом: на 75% на международных линиях и на 49% — на внутренних. Доходы авиакомпаний сократятся с $838 млрд в 2019 году до $328 млрд в 2020 году. При этом совокупный чистый убыток по итогам года составит $118,5 млрд — это больше, чем в IATA предполагали в июне ($84,3 млрд). Самые большие убытки несут авиакомпании в Северной Америке ($45,8 млрд), Азиатско-Тихоокеанском регионе ($31,7 млрд) и Европе ($26,9 млрд).

В IATA прогнозируют, что в 2021 году ситуация начнет улучшаться. Количество пассажиров вырастет до 2,8 млрд, а общий объем поступлений увеличится до $459 млрд. Однако авиакомпании по-прежнему находятся в сложном положении. Тех средств, которыми они располагают, им хватит в среднем на 8,5 месяца. «В 2020 году авиакомпании сократили расходы в среднем на $1 млрд в день, но они по-прежнему несут беспрецедентные убытки, — говорит генеральный директор IATA Александр де Жуньяк. — Если бы не финансовая поддержка в размере $173 млрд со стороны правительств, мы бы столкнулись с огромным количеством банкротств». Он добавляет, что власти стран должны и дальше поддерживать отрасль. Но это важно делать так, чтобы у компаний не росла долговая нагрузка, которая уже достигла $651 млрд. В IATA также призывают страны открыть границы и отменить обязательный карантин по прилете. Сейчас это можно сделать благодаря систематическому тестированию пассажиров, а в будущем — благодаря массовой вакцинации.

Российские авиакомпании, которые осуществляют большую часть пассажирских перевозок, по итогам года могут понести убытки от продаж в размере 200 млрд рублей, прогнозируют в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Только за девять месяцев авиакомпании получили убыток от продаж в размере 140 млрд рублей. По оценкам Росавиации, в период с января по ноябрь 2020 года российские авиакомпании перевезли 64,1 млн пассажиров. Это на 46,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, в ноябре перевозчики обслужили 4,6 млн пассажиров — почти вдвое меньше по сравнению с ноябрем прошлого года. Услугами «Аэрофлота» воспользовались 833,3 тыс. человек (на 70,4% меньше, чем в ноябре 2019 года), «Победы» — 873,4 тыс. (показатель не изменился), «России» — 319,4 тыс. (на 47,8% меньше), «Уральских авиалиний» — 276,4 тыс. (на 60% меньше). Пассажирооборот за ноябрь снизился на 57% до 10,1 млрд пассажиро-километров.

Общественное питание

По оценкам S&P Global Market Intelligence, в начале года вероятность дефолта в сфере общепита составляла 2,1%, в апреле — 19,4%, в конце июня — 9,2%. К концу лета во многих странах начали отменять ограничения на работу заведений общепита, и риск дефолта находился на уровне 6,4%. Однако затем произошел второй всплеск заболеваемости, и владельцы ресторанного бизнеса снова оказались в сложной ситуации.

В исследовательском агентстве NPD Group Russia считают, что российский рынок общепита не скоро вернется к докризисным показателям. Ожидается, что в 2021 году трафик в ресторанах будет на 5% ниже по сравнению с 2019 годом. По мнению аналитиков, это связано с изменением потребительского поведения. Раньше россияне посещали рестораны, чтобы пообедать или выпить кофе во время рабочих перерывов, а также чтобы провести время с семьей или друзьями. В этом году они стали чаще питаться ресторанной едой дома. Возможно, эта тенденция сохранится и в будущем, так как офисы станут мобильными и люди будут чаще работать из дома, считают специалисты.

Кроме того, пандемия стимулировала спрос на доставку еды из ресторанов и магазинов, а также доставку готовых рационов и конструкторов (подготовленные наборы продуктов с инструкцией по приготовлению). По оценкам NPD Group, за десять месяцев 2020 года объемы доставки выросли вдвое по сравнению с январем — октябрем 2020 года. Более 40% заказов пришлось на долю сервисов-агрегаторов. Еще летом в американской финансовой компании Morgan Stanley прогнозировали рост как собственной доставки ресторанов, так и доставки с помощью сторонних сервисов. Эксперты считали, что к концу 2020 года рынок онлайн-доставки вырастет на 13% вместо 9%, о которых говорилось ранее, и достигнет $45 млрд. В 2022 году, по их мнению, рост составит 16%, а в 2025 году — уже 21%.

В Morgan Stanley напоминают, что до пандемии в США насчитывалось более 370 тыс. несетевых ресторанов. Многие из них предлагали полный спектр услуг — посадочные места, обслуживание и другие. После кризиса часть этих заведений может закрыться: оценки варьируются от 5% до 30%, или от 20 тыс. до 100 тыс.

Эксперты NPD Group полагают, что в 2020 году расходы потребителей на рестораны в таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, Испания и Италия, сократятся на 30–40%, в России — на 22%. Оборот рынка общественного питания в 2020 уменьшится на 35% и составит 1,6 трлн. Ожидается, что в 2021 году оборот увеличится до 2 трлн, а в 2022 году превысит показатель 2019 года в 2,6 трлн.

Развлечения и туризм

Помимо авиации и ресторанного бизнеса, в сложном положении оказалась индустрия развлечений. Если в январе в S&P Global Market Intelligence оценивали риск дефолта в этой отрасли в 1,6%, то в конце августа он составлял 7,3%. Пикового значения — 22,8% — вероятность дефолта достигала в начале апреля. Из-за ограничений, связанных с пандемией, в мире отменили или перенесли все крупные мероприятия, начиная от Восточного экономического форума во Владивостоке и заканчивая летними Олимпийскими играми в Токио. Весной в большинстве стран полностью закрылись культурно-досуговые учреждения. Летом они постепенно начали открываться, однако на фоне всплеска заболеваемости власти снова начали ограничивать их работу. Многие заведения разрабатывали онлайн-форматы, чтобы посетители могли приобщиться к культуре не выходя из дома. Однако музеи, театры и концертные площадки продолжили нести убытки.

Пандемия негативно отразилась и на туристическом секторе. Во Всемирной туристской организации (ЮНВТО) даже назвали 2020 год «худшим годом в истории международного туризма». По оценкам экспертов, в январе — октябре 2020 года число международных туристских прибытий (учитываются туристы, которые остаются на ночь) снизилось на 72%. Это на 700 млн прибытий меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. В результате экспортная выручка от международного туризма сократилась на $935 млрд. Это в 10 раз больше по сравнению с 2009 годом, когда в мире случился финансовый кризис. В частности, в разгар туристического сезона число международных прибытий сократилось на 85% в июле и на 80% в августе. В Азиатско-Тихоокеанском регионе в январе — октябре поток иностранных туристов уменьшился на 82%, в Африке — на 69%, на Ближнем Востоке — на 73%, в Европе — на 68% и в Северной и Южной Америке — на 68%.

Но в то время, как спрос на международные поездки остается низким, внутренний туризм постепенно восстанавливается, говорят в ЮНВТО. Особенно активно восстановление происходит в Китае и России. Как сказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, в этом году внутренний туристический поток в России сократился в среднем на 30% относительно прошлого года. Для сравнения, количество бронирований зарубежных туров снизилось на 70–80%. Самыми популярными внутренними направлениями среди россиян, по данным сервиса для бронирования туров Level.Travel, стали побережье и горы Сочи, Крым, Санкт-Петербург. В октябре глава Ростуризма Зарина Догузова заявила, что в этом году российская туриндустрия со средним ежегодным оборотом 3,7 трлн рублей понесет убытки в размере 600 млрд руб. Восстановление отрасли, по ее словам, будет зависеть от динамики заражений и ситуации с открытием границ.

Нефте- и газодобывающая промышленность

По оценкам S&P Global Market Intelligence, вероятность дефолта в сфере бурения нефтяных и газовых скважин в конце лета составляла 5,5% по сравнению с 4,9% в начале года. Аналитики из исследовательского центра консалтинговой компании «Делойт» в СНГ подтверждают, что пандемия нарушила баланс спроса и предложения на мировом нефтяном рынке. Цены на нефть снизились до $20 за баррель, из-за чего в апреле страны — члены ОПЕК, Россия и другие производители нефти заключили соглашение и обязались в течение мая — июня сократить добычу нефти относительно марта 2020 года на 9,7 млн баррелей в сутки. Далее ограничения собирались ослабить: на 8 млн баррелей в сутки с июля до конца 2020 года, а затем на 6 млн баррелей с начала 2021 года до конца апреля 2022 года. В декабре 2021 года участники сделки планируют пересмотреть условия соглашения.

Тем не менее спрос на нефть остается низким, в том числе из-за сложной ситуации в транспортной и туристической отраслях. В «Делойте» прогнозируют, что объем мирового производства нефти в 2020 году превысит потребление на 1,1 млн баррелей в сутки. Цены на нефть марки Brent будут сохраняться на уровне $40–45 за баррель. Снижение потребления из-за пандемии и соглашение ОПЕК приведут к снижению расходов на нефтесервисные услуги, включая бурение, ремонт скважин, сейсморазведку и другие сегменты. В результате объем мирового рынка нефтесервиса в 2020 году снизится на 19% по сравнению с прошлым годом, до $335 млрд. Самыми крупными игроками останутся США и Канада ($94 млрд в 2020 году), Азия и Индия ($70 млрд) и Ближний Восток ($42 млрд).

В России рынок сократится на 20–25% — с 27,5 млрд в 2019 году до $22–20,5 млрд. Сокращение будет связано в том числе со снижением капитальных затрат нефтегазовых компаний и с изменением валютного курса. Добыча нефти и конденсата в 2020 году сократится на 9% по сравнению с 2019 годом и составит 511 млн т. Аналитики подчеркивают, что снижение спроса на нефть, последствия соглашения ОПЕК (на долю России приходится 26% от всего объема сокращения) и падение доходов населения будут препятствовать восстановлению российской экономики. Они предполагают, что реальный ВВП России по итогам года снизится на 4,1%. Этот прогноз сопоставим с последними оценками Международного валютного фона. В 2021 году объем добычи нефти и конденсата может вырасти до 525 млн т.

Промышленное производство

Издание Manufacturing Tomorrow напоминает, что первой страной, в которой начали вводить ограничения для сдерживания распространения коронавируса, стал Китай. При этом он является основным поставщиком для 75% предприятий по всему миру. Однако во втором полугодии экономика Китая стремительно восстанавливается. Ожидается, что ВВП страны вырастет на 1%, в то время как мировой ВВП, наоборот, сократится примерно на 4%. Согласно данным Национального бюро статистики Китая, в октябре уровень промышленного производства страны вырос на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в ноябре — уже на 7%.

Как отмечает издание The Wall Street Journal, ранее эксперты прогнозировали, что в конце 2020 года объемы промышленного производства в Китае начнут падать, однако их ожидания не оправдались. Это произошло в том числе благодаря смягчению денежно-кредитной политики и устойчивому росту экспорта. Положительная динамика наблюдается и в США. Общий объем промышленного производства, который также включает в себя добычу полезных ископаемых и коммунальные услуги, вырос на 0,4% в ноябре после роста на 0,9% месяцем ранее. Производство автомобилей и запчастей впервые за четыре месяца выросло на 5,3%.

Согласно данным Росстата, в сентябре индекс промышленного производства (ИПП) в России снизился на 3,6%, а в октябре, на фоне второй волны пандемии, — уже на 5,9%. За десять месяцев 2020 года объем промышленного производства сократился на 3,1%. ИПП рассчитывается на основе данных о динамике производства в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, утилизация отходов.

В частности, добыча полезных ископаемых сократилась на 9,4% и 8,8% в сентябре и октябре соответственно. В обрабатывающих отраслях в октябре сокращение составило 4,4% после 0,5-процентного роста в сентябре. В области электро- и теплоэнергетики в октябре фиксировался спад на 3,7%, а в области водоснабжения и утилизации отходов — на 2%. Как предполагает руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников, в четвертом квартале промышленное производство продолжит сокращаться, несмотря на то, что власти не намерены вводить жестких ограничений, как весной. Эксперт объясняет это осторожностью потребителей и инвесторов.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва