«Есть опасение, что Анатолий Чубайс привык оценивать эффективность экономической выгодой»

Назначение Анатолия Чубайса на пост специального представителя президента по связям с международными организациями ООН — одно из самых громких кадровых решений Кремля уходящего 2020 года. Специально для Plus-one.ru значение новой роли ярчайшего топ-менеджера страны раскрывает политолог, директор Лаборатории устойчивого развития берлинской общественной организации Dekabristen e.V. Сергей Медведев.

Политолог, директор Лаборатории устойчивого развития берлинской общественной организации Dekabristen e.V. Сергей Медведев
Политолог, директор Лаборатории устойчивого развития берлинской общественной организации Dekabristen e.V. Сергей Медведев

Анатолий Чубайс — человек системы, исключительно лояльный чиновник, который уже не раз исполнял роль кризисного менеджера. На новой должности ему придется погрузиться в проблематику Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принять участие в разработке национальной системы показателей для планирования и отслеживания прогресса страны в этой сфере, обратить внимание на ключевую роль прав человека и гражданских свобод в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР). Возможно, будут определены основные направления — скажем, развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, внедрение современных технологий. Предыдущая работа Анатолия Борисовича была связана с инновациями, и эти знания могут быть полезны для достижения ЦУР 7 (Доступная и «чистая» энергия) и ЦУР 11 (Устойчивые города и населенные пункты). Хочется надеяться, что это будет сделано не в ущерб социальным направлениям, защите окружающей среды.

Одним из последних достижений экс-главы «Роснано» стал совместный с «Ростехом» проект строительства мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане. Экологи не раз критиковали эту инициативу за использование устаревших технологий и несоответствие стандартам устойчивого развития. У них есть опасение, что Анатолий Чубайс привык оценивать эффективность проектов главным образом экономической выгодой и потенциалом финансового роста.

Не нужно забывать, что Анатолий Чубайс, при всех его широких полномочиях, реализует программы, утвержденные Кремлем. Например, указом президента РФ № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития страны на период до 2030 года». В нем под устойчивое развитие подводятся национальные приоритеты, но нет ни слова о правах человека, развитии межсекторных партнерств, достижении гендерного равенства.

2020 год мог бы стать переломным для достижения глобальных Целей устойчивого развития в России. Спустя пять лет после подписания Повестки-2030 страна впервые отчиталась по показателям ЦУР. Однако Аналитический центр при правительстве РФ и федеральные министерства, ответственные за выпуск доклада, в лучших советских традициях включили в него лишь достижения, отметив экономический рост, улучшение благосостояния граждан, повышение качества здравоохранения и образования, ответ на глобальные вызовы, связанные с пандемией, и увеличение международной помощи странам бывшего СССР. Вместе с тем в 2020 году была создана гражданская коалиция «КУРС 2030», которая представила независимый обзор вызовов и решений в области устойчивого развития с рекомендациями для государства, бизнеса и некоммерческих организаций.

На онлайн-сессии ООН в июле этого года министр экономического развития Максим Решетников даже заявил о достижении ЦУР 5 — гендерного равенства. Чиновник умолчал о систематическом нарушении прав на свободу собраний, об уголовных преследованиях за критические комментарии в интернете, о давлении и репрессиях в отношении активистов и сотрудников НКО. Ни слова не было сказано о том, как Россия борется с техногенными катастрофами, изменением климата, лесными пожарами, стихийными вырубками леса в Сибири. В официальном докладе эта проблематика также не отражена, а на практике для решения этих проблем делается крайне мало.

ООН — последняя крупная международная организация, в которой Россия играет значительную роль. Страна все еще сохраняет статус мировой державы и остается членом Совета Безопасности с правом вето. У Анатолия Чубайса есть шанс заявить о себе и предложить новые форматы сотрудничества по обмену ноу-хау и реализации совместных программ международной поддержки по линии ЮНЕСКО и Всемирного банка. Уверен, что инициатива России с программами по достижению ЦУР в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии будет воспринята с интересом. Еще одна перспективная область сотрудничества — борьба с изменением климата в районах вечной мерзлоты.

Учитывая опыт Чубайса, можно предположить, что его работа не ограничится ЦУР и, скорее всего, будет направлена на преодоление внешнеполитической изоляции России и хотя бы частичное восстановления диалога с ЕС и США. Здесь ЦУР могут стать инструментом, который позволит не только сесть за стол переговоров, но и принять активное участие в реализации международных программ. Привлечение игроков из других секторов — бизнеса, науки, гражданского общества — позволит облегчить перезагрузку отношений и придать диалогу прикладной характер. Тогда результаты этой работы могут стать заметны уже через несколько лет, а к 2030 году появятся интересные пилотные проекты, в которые будет заложена не только экономическая целесообразность, но и все пять основ устойчивого развития — люди, планета, процветание, мир и партнерство.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Сергей Медведев, специально для Plus-one.ru